! Дорогие друзья, прекрасная новость: у нас появился новый автор, который будет баловать вас интересными историями. Мы предлагаем вам уделить буквально 5 минут времени и прочитать текст нашего таинственного писателя. Нравится такой стиль подачи информации? Или так себе? Нам важно узнать ваше мнение. Итак, скорее читайте, выбирайте вариант ответа и комментируйте, если есть, что сказать!
Сразиться со слоном.
В конце августа 1993 года Василий Гудков шел по улице, насвистывая сочиненную им накануне мелодию. Под мышкой Василий нес сверток. Гудков трепетно прижимал его к потному боку. Август выдался жаркий. Конституционный кризис почти созрел, чтобы рвануть беспорядками путча, а демократические настроения уже пустили первые ростки новой реальности. До почтового отделения ростки, кажется, пока добраться не успели. Там все было по-прежнему: бессменная работница Нина молча взяла в руки сверток, влепила на бандероль сургучную печать и, не спросив адреса доставки, кивнула, мол, «готово».
Адрес Гудкова работница Нина за годы работы на почте выучила наизусть. На почту Василий ходил примерно раз в месяц. Был он известным в узких кругах композитором. И, как большинство его коллег, пользовался единственным доступным способом зафиксировать авторское право на свои сочинения. А именно - отправить запись почтой самому себе. Невскрытая бандероль с датой отправки – легальное доказательство в суде на случай, если кто-то, не спросив разрешения автора, использует его музыку
___
Василий Гудков – персонаж вымышленный. Однако художественная зарисовка создана на основе реальных свидетельств «ветеранов», творивших музыкальную историю конца 20-го века.
«Почтовый» способ фиксации права использовали многие авторы: отправляли свои произведения, получали их же, ждали светлого будущего, когда защищать священное авторское право будет не работница почты, а универсальный и масштабный орган государственного значения.
Светлое будущее настигло авторов в начале октября 1993. После конституционного переворота президент объявил о создании Российского авторского общества. С первого дня существования на территории России РАО стало монополистом в сфере защиты и соблюдения авторских прав.
Собирать деньги с общественных площадок, транслирующих музыку, авторскому обществу удавалось вполне успешно. А вот с распределением гонораров между авторами возникали недоразумения.
Невнятные схемы сбора денег и их распределения между авторами со временем стали вызывать вопросы у членов общества.
Например, чтобы проконтролировать, когда где и сколько раз за день на территории страны в общественных местах прозвучало «Я желаю счастья вам», надо иметь способности пока никем не придуманного супергероя. Или автоматизировать процесс контроля, исключив человеческий фактор.
Но и первый, и второй вариант для РАО были одинаково утопичны, иначе Стас Намин, автор текста и музыки, уже бы стал миллионером, получая «роялти» за прокат в общественных местах только одной своей песни. Намин заявил о выходе из общества весной 2016 года, вместе с ним РАО покинули композитор Виктор Дробыш, музыкант Баста и многие другие авторы.
Но упрекнуть в бездействии РАО нельзя. Результаты усердной работы авторского общества по борьбе с «нарушителями» закона вошли в историю.
Один из самых абсурдных случаев – претензия РАО к ветеранам фронта и труженикам тыла, исполнявшим на бесплатном концерте в Самаре песни военных лет. Предполагалось, что ветераны должны выплатить авторам песен денежную компенсацию. Было это весной 2010 года.
До и после истории с ветеранами набралось достаточное количество эпизодов, дискредитирующих деятельность российского авторского общества.
Слон оказался так велик, что посудная лавка затрещала по швам: кульминацией энергичной работы РАО стал арест его главы Сергея Федотова за подозрение в мошенничестве весной 2016 года. По результатам аудита было выявлено, что в 2014–2015 годах 63% платежей организации на общую сумму 211 млн руб. были сомнительными.
Альтернативный способ зафиксировать авторское право на произведение и легально заработать – продать права на свои произведения лейблу. Звукозаписывающие компании работают как посредники между автором и аудиторией и обычно берут на себя обязательства по раскрутке, но авторы попадают от фирмы в определенную зависимость: продажа прав предполагает некоторые ограничения в свободе действий.
Таким образом, после своего основания РАО, по сути, не имело конкурентов в сфере защиты прав авторов. В 2007 году в Томске был запущен проект «БУБУКА». Несмотря на то, что штаб фирмы расположен в небольшом провинциальном городе, сервис работает на всю Россию и сотрудничает с зарубежными лейблами и правообладателями.
В отличие от схем работы авторского общества, механизмы работы «БУБУКИ» вполне прозрачны. Лейблы и правообладатели регистрируются в системе и предоставляют свою музыку для трансляции в кафе, барах, магазинах и на других общественных площадках на территории России. Музыка, предоставленная авторами, загружается на облачный сервер. Пользователи в любой точке страны, подключившись к системе, могут составлять свой плейлист, соответствующий предпочтениям аудитории, и легально, за определенную плату, транслировать музыку на территории своих заведений. Количество трансляций каждого трека автоматически фиксируется на специальном плеере, правообладатели имеют возможность отслеживать количество прокатов треков в интерактивном режиме, оплата за каждый прокат гарантировано поступает автору.
Российское авторское общество регулярно судится с конкурирующей фирмой, находя все новые поводы для разбирательств. Воевать со слоном-гигантом - РАО маленькой птичке по имени БУБУКА оказалось непросто. Однако в пользу авторского общества пока не было принято ни одного судебного решения, тем временем, «БУБУКА» продолжает расширяться и развиваться, завоевывая доверие все большего числа авторов и исполнителей.
__
А как там живет Василий Гудков?
Мы давно не видели его на почте. Хранение данных на физических носителях стало пережитком прошлого. Защита авторского права и контроль его соблюдения переходит в цифровую сферу, что подтверждает популярность томского сервиса и напряжение в РАО по поводу деятельности конкурирующей организации.
Музыкальная индустрия уже вступила в новую эпоху, в которой защита авторства – это не просто несколько десятков страниц текста в законе, а реально работающая честная система, позволяющая легально транслировать музыку и легально ее слушать.